Меня пригласили прочитать курс лекций у студентов «Антропология и педагогика высшей школы». Подготовка к лекциям и беседы со студентами подвели меня к определенной теме, над которой я сейчас размышляю. Теме обучения. Об этом сказано очень много и подробно. Однако…
У каждого ли человека хочется учиться? Даже если он преподаватель? Возможно ли заинтересоваться предметом, если самому преподавателю он неинтересен? Какова должна быть активность и устойчивость студента и его интереса к образованию, если он сам, как личность не интересует преподавателя?
Что значит уметь учиться? Может ли студент учить преподавателя? В чем может проявляться активность познания студента в отношениях с преподавателем?
Интересно, что процесс обучения — это прежде всего вопрос личности. Личности обучающего и обучающегося. И в процессе взаимодействия могут обогащаются обе личности. Невозможно быть интересным тому, кто учится у тебя, если твоя жизнь не интересна тебе. Если то, чем ты занимаешься не наполняет смыслом твою жизнь. Не приносит открытий, радости достижений. Если твоя жизнь насыщенна и плодотворна, ты можешь впустить в свою жизнь и дать возможность попробовать на вкус ряд ощущений от соприкосновения с твоей жизнью.
Проводила вчера лекции и внутри звучали слова благодарности преподавателю, который оставил очень яркий след в моей жизни — Юсупову Ильдару Масгудовичу, профессору, доктору психологических наук. Содержательность, структурность его лекций, выверенность материала, образность примеров, манера подачи, артистизм, кажущаяся простота и легкость, с которыми он доносил до нас, как я теперь понимаю, очень сложный материал, вынуждала нас внимать затаив дыхание. Я всегда с удовольствием шла на его лекции как на праздник. К тому же помимо лекционного материала он обращал внимание на культуру речи. Его образованность и эрудированность давалаи возможность приводить примеры из разных областей жизни, науки и искусства. Т.е. он расширял наши взгляды не только в дисциплине, которую преподавал.
И когда я стала читать лекции, вдруг стало активизироваться то, что он вложил. Стали всплывать его фразы о методологии преподавания и особенностях восприятия. И я поняла что все вложенное ним стало активизироваться и пробуждаться. Чтение лекций как с суфлером внутри — я ясно слышала подсказки. Поэтому хочу сказать слова благодарности одному из моих учителей — Юсупову Ильдару Масгудовичу с пожеланием здоровья и долгих лет жизни. Спасибо Вам.
А что значит уметь учиться? Это способность? Или формируемое качество?
Я полагаю, что это способность человека. Но и возможно формировать условия для того, чтобы человек учился учиться. Учиться — это значит быть активным. Активным в познании. Т.е. должен быть интерес, который и будет двигать человеком в его направлении движения к познанию. Если ученик активен, у него рождаются вопросы, он старается размышлять, проверять, уточнять. И своими вопросами он начинает активизировать преподавателя, вынуждает его посмотреть в новом ракурсе на привычное. Т.е. открытость вопросам учеников не дает возможность стать консерватором, идет постоянное обновление. Т.к. вопросы учеников идут из нового времени — настоящего. А то, что приобрел преподаватель — оно уже относится к опыту прошлого.
Чтобы формировать условия для развития способности учиться, необходимо видеть ученика — его индивидуальные особенности, уметь понимать его внутренние процессы, держать в объеме внимания, наблюдая за динамикой развития. И вкраплениями давать ряд задач, в направлении развития определенных качеств. Процесс, конечно, трудоемкий. Но будет ли печалиться агроном, учитывая множество факторов и проделывая колоссальную работу, чтобы получить хороший урожай? Заранее зная, что все он все равно сам не съест? Профессиональное качество — повышение урожайности. И удовлетворении от того, что удалось, несмотря на природные факторы, или благодаря им повысить урожайность с надела.
Опыт моей жизни позволяет мне сказать, что качественно обучение может происходить в среде, атмосфере учителя — это мне открыл и показал Гена. И продолжает показывать. Когда ты находишься в атмосфере учителя, ты впитываешь ряд его качеств, т.к. перед твоими глазами учитель решает ряд своих жизненных задач и его реакции, его мышление, жизненная позиция, отношение к происходящему уже дают возможность впитывать и осваивать новоприобретения.
И мои учителя в моей жизни задали определенную планку качества — ниже которой просто нельзя. А выше — проявляй активность, учись, расширяйся в возможностях. Т.е. здесь можно говорить о традиции. Если ты хороший ученик, ты продолжаешь деятельность, ориентируясь на заданное качество. Эти критерии качества уже в крови. Иначе стыдно — не имеешь права назвать имена людей, которых называешь учителями, потому что качественно не соответствуешь. Это как «наша марка».
Моя благодарность тем людям, у которых я имею честь и возможность учиться и тем, кто приходит ко мне с вопросами. Спасибо.