Занятие в Чебоксарах 10 февраля 2012 — 1 часть

IMAG0298Началась беседа с вопросов Вики «нужно ли человеку внимание?», «почему человек привлекает внимание?».

Глеб. Внимание, да… Наверное тепло что ли хочешь получить.

Вика. Вот интересное размышление, знаешь какое? Каждый человек хочет тепло, и хотеть тепла – это стараться не оставаться наедине с собой? … То есть, оставшись наедине с самим собой можно мерзнуть или испытывать недостаток в тепле.

Глеб. Можно, наверное.

Вика. Если у человека есть объем энергии его, а он нагревается от дополнительного объема энергии извне от другого человека, то получается, что какой-то объем энергии в нем не задействован — ресурсы, полезные ископаемые есть … И получается, что тогда человек будет ожидать тепла. Или находится в состоянии ожидания. В состоянии ожидания — условно говоря, не от каждого можно получить. Тогда может возникать понятие «близкий» — что тепло я могу получить от «близкого». И здесь у каждого есть свое представление, может быть, от чего он может нагреться, да ведь? Т.е. может ли это слово быть..? Возможно, какой-то объем внимания, может быть даже количественный объем внимания, на который тогда человек я не скажу, что претендует, но.. ожидает. А в принципе от ожиданий может возникнуть претензия к тому, кто рядом?

Глеб. Да.

Вика. Да ведь? И здесь есть очень интересный момент. Вот смотри – нет близкого, но ведь каждый живет в своей жизненной ситуации, у кого-то там есть близкий, там мужчина или женщина, у кого-то его в данный момент времени нет. И получается, что тогда человек большую часть времени вынужден находиться наедине сам с собой. А может ли нагрев быть от того, что человек наедине сам с собой? Или тот процесс, который происходит внутри «наедине сам с собой» имеет то напряжение, которое вынуждает идти к кому-то или искать кого-то?

Глеб. Чтоб получить тепло?

Вика. Да. Чтоб расслабится в этом напряжении. Хочешь назови – «забыться», хочешь скажи – «расслабиться», хочешь сказать – «отдохнуть» от самого себя, как угодно. … И тогда получается, что ресурс внутренний — он не открывается по логике, но возникает зависимость. Человек как входит, может быть, в элемент зависимости от кого-то, от чего-то. … Вот есть объем молитвы — когда наедине сам с собой. И в объеме молитвы есть состояние спокойствия внутреннего, равновесия и устойчивости. И из этого состояния как бы ты смотришь на происходящее и со мной в том числе. Но там есть состояние равновесное, из которого ты смотришь — и это состояние может быть более плотное, чем то, с чем ты соприкасаешься, что пытается вызвать у тебя реакцию какую-то. И на какое-то время есть как понимание – я и вижу за пределы самой себя и есть то, что удерживается внутри, и вдруг я увидела, что я нарушила эту границу и чуть ближе подошла к людям в объем внимания людей. И вдруг этот объем внимания стал оказывать воздействие.. он повлиял на равновесие. То есть каждый раз, когда входишь в объем внимания человека, ты можешь попасть.. — объем внимания есть, но ты можешь попасть как в объем признания так и в объем порицания или недовольства – это же все равно объем внимания идет. А объем признания, или объем порицания, или объем недовольства — это внимание — оно тоже нагревает?

Глеб. Да. К кому направленно.

Вика. Правильно, но человек входит в объем каких-то переживаний тогда. Переживаний по поводу взгляда кого-то на самого себя, так ведь? И тогда он вступает внутри себя в диалог с кем-то – «ты прав», «ты не прав» там, «что ты от меня хочешь?» — все равно идет какой-то диалог. Но переживания, которые в это время есть внутри, они – переживания — по поводу кого-то больше, чем по поводу самого себя.

Глеб. А какое переживание по поводу самого себя?

Вика. А по поводу самого себя – это смотри. Объема внимания людей нет. Ну, каждый из вас знает, в принципе — быть одному дома, допустим. Или, может быть, в другой город поехали, где никого не знаете — может быть такое. То есть вот состояние, когда ты наедине сам с собой. Ведь там же очень много тоже переживаний может возникнуть – мысли о самом себе, ощущения какие-то — они точно также могут быть приятные, неприятные, то есть человек вариться как бы какое-то время в собственном соку.

Глеб. Ты же говорила, что у тебя состояние равновесия было как бы..

Вика. Ты мне вопрос-то задал не о моем состоянии равновесия, а когда человек переживает по поводу самого себя.

Глеб. Ну, это конкретно тебе — а какие у тебя переживания по поводу себя?

Вика. По поводу себя… Сердце затревожилось – пришла мысль и затревожилось сердце. Я начинаю смотреть — а что это за мысль была такая. Допустим, был там какой-то звонок, звонок отошел — у меня возникла внутри эмоциональная реакция. Я ее начинаю рассматривать – «а с чем это связано?», допустим, «какая там у меня струна внутри заделась?», «а почему я так на это смотрю?». То есть, слыша внутри какие-то процессы, я по поводу них размышляю или знакомлюсь с ними, или исследую их. И нельзя сказать, что это комфортное состояние. Потому что то, что ты слышишь, как правило — есть то, что ты уже исследовал, а есть то, что еще не исследовал. И то, что еще не исследовал — оно может создавать внутри напряжение. Потому что ты не знаешь этой природы, почему оно звучит, ты не знаешь, как это обустраивать или как с этим обустраиваться — вот абсолютно неизвестно.

Глеб. Вот, значит, человек вызвал в тебе — ты начала думать о нем как бы, да? То есть, это же тоже как форма, может быть, побуждает тебя самоисследовать. А почему у тебя вызвало вот это какую-то реакцию?

Вика. Так я правильно говорю — я же о себе в это время думаю.

Глеб. Но ты говоришь, что ты как-то обратила внимание больше чем надо на человека, да?

Вика. Оно оказало воздействие на том уровне, что состояние равновесия ушло. То есть вот смотри, есть объем внимания, допустим. Нагрев идет от объема внимания. Дополнительный объем энергии к тому, что человек освоил. Этот объем внимания может быть или извне к человеку, или он как бы внутри.. поднимается, раскочегаривается — как хочешь назови, как топка начинает внутри разгораться. Тогда это тот дополнительный объем внимания к самому себе, человека. Изыскать дополнительный объем внимания к самому себе. И от этого может происходить нагрев. Я  вот знаешь как для себя размышляла сегодня? Думаю, вот интересно как, если человек оказывает внимание — ты нагреваешься, допустим. Из этого тепла ты тоже можешь кому-то оказать внимание теплое, потому что ты уже нагрет. А если, допустим, человек не нагрет — он может выделить тепло для кого-то?

Глеб. Нет.

Вика. Как форма дающая, да? И тогда получается, что процентное соотношение людей могущих давать тепло и желающих получить тепло — оно будет не в пользу желающих получить тепло.

Глеб. Желающих получить тепло больше.

Вика. Конечно. Конечно, конечно. Безусловно. Но тогда получается, что в мире людей претензии закономерны.

Глеб. А тот, у кого тепло, ему может быть от этого тепла тоже не комфортно, но потребность отдать кому-то.

Вика. Если нагрев — нехарактерное состояние человека, каким-то образом произошло, нагрелся там, перегрелся — ему нужно с кем-то это разделить. Но быть в тепле для него может быть несвойственно. А если для человека свойственно быть в тепле — там просто так не выделяешь. Приближаясь к тебе (приближающемуся) будет тепло. Но ты не будешь искать, чтобы избавиться от тепла потому, что возник перегрев. Там как бы топка постоянно подпитывается, потому что идет внутренний процесс и идет излучение тепла.

Глеб. А вот если встречаются два человека и разговаривают, у которых есть потребность в тепле, они могут друг другу тепло дать как-то вот даже при разговоре?

Вика. А Бог знает. … Может быть, если они соприкоснуться где-то там на уровне интереса, т.е. возникнет как синхронизация какая-то и будет движение навстречу друг другу — вполне возможно, что да. Это знаешь как — есть же песня «Просто встретились два одиночества, развели на дороге костер..». Можно от холода тереться друг о друга — тоже тепло будет. Но потерлись, потерлись и разошлись. А у меня вопрос был такой, в принципе «заинтересован ли человек учиться оказывать внимание самому себе и тому, что внутри происходит с ним, осваивая это — как учиться быть теплым, учиться излучать тепло?».

Глеб. Нет.

Надя. Что значит – уделить внимание самому себе?

Вика. Проходить через что-то внутри себя, может быть.

Надя. Это только внутренний процесс? С какими-то внешними проявлениями это не связано.

Вика. Как правило — нет.

Надя. Почему я спрашиваю, потому что просто на бытовом уровне можно понять, что уделить внимание самой себе – пойти и заняться шопингом, например. Это чисто внешнее проявление. Здесь этого нет.

Вика. Смотри, вот внутри может быть очень много наслоений, да? Когда у человека есть быстрые ответы, но он не исследует глубину этого ответа — может быть так. … То есть, допустим, дочка не пришла вечером к обозначенному времени, опоздала — у тебя сердце заныло.

Надя. Угу.

Вика. У тебя есть ответ – она нарушила какие-то правила, где-то не посчиталась, где-то так, где-то так – ты сразу же оправдала нытье сердца, допустим. С другой стороны ты поймала ощущение – сердце ноет, и вопрос не к дочке, а к самой себе – «на что я так реагирую?», «у меня что, возникает ожидание, что если она не пришла, есть последовательность событий, которые уже я для себя учла, исходя из этого, я определила ответ» – один вариант идет. Второй вариант идет – «у меня нет доверия к человеку», что, условно говоря, как я за что-то переживаю и у нее сейчас может быть какое-то переживание, но не связанное с тобой, не связанное с тобой. И интенсивность ее переживания дала возможность ей о чем-то забыть. Но у тебя возник тогда интерес к ее переживаниям или к ее ритму жизни, так?

Надя. Угу, так.

Вика. Или допустим, ты сама говоришь – «мои слова не доходят, я сейчас помолюсь», и ты начинаешь говорить – «Господи, пошли ей»..

Надя. Да, да.

Вика. И вот то, что я перечислила варианты, это при наличии неприятного ощущения внутри не-обвинения кого-то, а работа.

Надя. Угу.

Вика. И ты от напряжения не уйдешь, что кто-то виноват, потому что чувствуешь ты.

Надя. Все правильно.

Вика. И каждый раз, когда ты ловишь ощущение, ты взяла ниточку какую-то, где может разматываться клубок.

Надя. Вот успеть надо вот эту как раз ниточку уловить. А то бывает эти переживания – они в реакцию многие.

Вика. А теперь смотри, на чем ты можешь нагреться или нагреть другого человека? Вот как мы с Глебом говорили, он говорит – два человека встретились, возможен нагрев? Пришла дочь, ты на нее наехала, она эмоционально вскипела, где-то нагрелась, но ее колбасит эмоционально – опять же, один вариант. Пришла дочь, ты говоришь – «ты сегодня переживала из-за чего-то?», «как у тебя день прошел?». То есть ты, проявив интерес — ты к ней идешь уже с каким-то теплом, от которого ты нагрелась. Ты не с ответом идешь, ты с вопросом идешь. А этот вопрос у тебя родился искренний на фоне твоего переживания. Но он имеет тепло, когда из тебя выходит. Другой момент – ты молилась, ты нагрелась, пришла дочка — ты на нее посмотрела, она там тебе улыбнулась, или условно говоря, если могла опоздать на четыре часа, она опоздала на полчаса. Ты говоришь – «я молилась». Ты еще раз попробуешь молиться. И вот какой промежуток времени тебе понадобится, чтобы возможно ты увидела, что молитва до нее доходит?

Надя. Ну, наверное, хороший промежуток.

Вика. А в это время, когда ты будешь молиться, понимая, что промежуток не в твоей власти — ты нагреваться будешь?

Надя. Да, конечно.

Вика. Потому, что если ты не видишь ответа, у тебя молитва будет как бы более истово идти, ты же хочешь достучаться.

Надя. Я уловила.

Вика. И тогда возникает вопрос – а когда близкие к тебе будут подходить, ты будешь более нагрета для них?

Надя. В этом случае да, конечно.

Вика. В таком процессе, да? А для самой себя?

Надя. Это тепло ощутимо.

Вика. Теперь вот интересный вопрос — я не знаю ответа, правда. Когда ты находишься в таком ритме жизни внутри себя, будешь ли ты искать объем внимания кого-то к себе, когда ты туда (внутрь себя) направлена все время? Или из этого состояния глядя на человека — он будет получать тепло. То есть можешь ли ты, входя в этот процесс, из желающих получить (тепло) перейти в разряд дающих?

(продолжение  следует)