КЛУБНАЯ РАБОТА С РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ ПО ИНТЕРЕСАМ КАК СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КОМПЕТЕНТНОСТИ (2002)

Рехтина В.А., Гарифуллин Г.Г. АНО “Перспектива”, психологи

Человек срубил дерево.

Присутствующий при этом мудрец сказал: “Взгляни на эту свежую ветвь, полную сока, счастливую, ибо она не ведает о том, что она срублена.

Она может не знать об ущербе, нанесенном ей, — но она узнает в должное время.

До тех пор бесполезно убеждать ее”.

Эта отдаленность, это незнание — оба являются состояниями человека.

В современном обществе с каждым годом растет количество самоубийств, увеличивается число наркоманов, алкоголизм по-прежнему является актуальной проблемой, многие заболевания являются умственно-центрированными (психосоматическими). Человеку в наше время все сложнее адаптироваться в реальном мире.

У каждого человека есть адаптивность — врожденные и приобретенные психофизические возможности, т.е. способность к адаптации. Существует также и адаптированность, т.е. уровень фактического приспособления, самоутверждения, реальных достижений и удовлетворенности своей жизнью. Адаптивность обусловливает адаптированность (В. Гарбузов). Но достаточно часто уровень притязаний человека не соответствует его психофизическим возможностям. Если человек не считается со своими психофизическими возможностями при освоении окружающего пространства, делая попытки конкурировать, ставя перед собой завышенные цели, в нем неизбежно зреет внутренний конфликт.

В попытке избежать внутреннего конфликта, когда действия утрачивают личностный смысл, человек пытается заместить то, что потерял, представлением, образом. Мыслепостроения уводят человека от реальных ощущений в теле в формирование образов, иллюзий. Сила возбуждения, его интенсивность с телесного уровня переходит в эмоциональный и ментальный, оставляя тело “мертвым” и безжизненным, увеличивая напряжение “мышечного панциря”. В таком случае искажается восприятие окружающего мира, деформируется представление о себе, своем месте в мире, реакция на текущие события становится неадекватной или предельно замедленной.

Вовремя неотреагированное событие долгое время “пережевывается” внутри, увеличивая отрицательные переживания, приводя к пограничным состояниям. Человек сам загоняет себя в тупик глубокого и неотступного чувства неудовлетворенности, пагубных страстей, страхов, депрессий.

Мы, психологи, как правило, встречаемся с человеком в кризисной ситуации, и то — в том случае, если он осознает необходимость профессиональной помощи психолога. А если не осознает и человек только ищет у окружающих эмоциональной поддержки, сопереживания, но не реальной помощи в разрешении проблемы? В таком случае закономерно увеличение числа наркоманов, детской преступности, количества разводов и неудавшихся личных жизней.

Каждый из нас сталкивается на своем пути с жизненными кризисами от зачатия до ухода из жизни, смерти. И настойчиво возникает вопрос: “На каком этапе жизненного пути необходимо человеку оформление восприятия, взглядов на жизнь практическими психологическими знаниями, навыками? Не коррекция, а профилактика и обучение. Любая проблема, с которой сталкивается человек — это только следствие его предыдущих ошибочных взглядов и действий или безедействия. Если человек наблюдателен, проявляет интерес к своей жизни, он занимается проблемой еще до того как она возникла, получая необходимый жизненный опыт для собственного развития.

В основе личности с ее субстанцией и структурой лежит реальность телесного чувствования Человек переживает реальность мира только через собственное тело. Воздействие внешней среды связано с ее влиянием на тело и ощущения (А. Лоуэн). Оторванность человека от восприятия собственных ощущений вынуждает его искать замену — алкоголизм, наркомания, поиск острых ощущений, неоправданый риск.

Наряду с общей образованнностью и основательным профессионализмом, для достижения человеком полного счастья, устойчивости здоровья и личной творческой эффективности необходимо достижение  им известного уровня психосоматической культурности.

В каждом возрасте есть свои задачи, которые должен решить человек. Ориентируясь на динамику развития личности, возрастную психологию, интересы разных возрастов мы подошди к правомерности клубной работы с населением по различным интересам как проведение досуга, формы общения. В данном случае человеку не навязываается проблема, но создаются условия для профилактики жизненных кризисов, успешной адаптированности, освоения собственного тела как равноправного партнера, творческой самореализации, повышения профессионализма. У членов клуба формируется психологическая компетентность в решении жизненных задач.