В конце декабря была в церкви. Есть икона, к которой я всегда подхожу в этой церкви — «Покрова Пресвятой Богородицы». Сердце откликается на эту икону. И диалог идет.
В этот раз подошла к иконе, поднимаю взгляд на лик и за ликом вижу женщину. И лик вижу и за ликом проступает отчетливый образ женщины — женщины с человеческой жизнью, с переживаниями. Такую же как мы, но и не такую – потому что то, как она родилась, как прожила свою жизнь, до каких высот духовных поднялась — говорит о ее особенности, отличии от нас, людей.
Возможно, такому взгляду послужило то, что накануне я смотрела фильм «Облачный атлас». На меня произвело впечатление пересечение двух историй – о девушке Сонми и той реальностью, где ей поклоняются как богине.
Может быть, на меня оказало влияние развитие в последнее время Геной темы «Что есть до Бога?». Эта тема затрагивает во мне струны моей души, которые откликаются (в ощущениях) с волнением и некой торжественностью, что ли.
И так стояла я возле иконы с пронзительной мыслью, что Мария и Иисус Христос – это люди с особыми качествами и иной внутренней организацией, показавшие своей жизнью Путь и дающие своим примером возможность настроиться на определенные качественные аспекты для вхождения св. Духа.
Приход Пресвятой Богородицы в мир был долгожданным ее родителями, которые долгое время не могли зачать. Супруги годы горячо молились о зачатии ребенка, проходя через осуждение, и порицание соплеменников, что Бог не дал паре ребенка. И после зачатия супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в храм для служения до совершеннолетия. Т.е. Мария родилась на намоленный объем. Годы оба родителя горячо молились, чтобы Бог дал ребенка. Я полагаю, при осуждении соплеменников за бездетность, наверняка не один раз тщательно искали у себя греховность, за которую Бог наказывает их – чтобы исправить что-то в себе, видоизменить. При молитве в духовном переживании меняется сердечный ритм. Затем с детских лет Мария воспитывалась и жила в молитве в храме. Можно предположить, что у Марии был некий другой сердечный ритм и намоленное тело, что ее жизненный ритм был в молитвенном звучании, естественном для нее, т.е. любая ситуация или событие, с которым она встречалась в жизни побуждали ее первично тянуться к молитве и через нее уже воспринимать происходящее. Иисус Христос был выношен в этом теле. Во время беременности Марии пришлось пережить ряд испытаний о неверии в непорочном зачатии и мужа, и близких, и священников, и соплеменников. Но ее внутреннее состояние умиротворения и близости к Богу давало возможность естественно проходить через эти обстоятельства и не накладывало отпечаток сожаления или смятения на саму беременность.
Я полагаю, что можно сказать, что Богородица и Иисус Христос обладали особенными качествами и были отмечены Богом этими качествами. Т.е. эти качества были им даны по праву рождения и вхождения св.Духа.
Гена разворачивает темы об Иисусе Христе и Апостолах. О том, что Апостолы, находясь в атмосфере Иисуса Христа – находясь в присутствии, разделяя кров, принимая пищу, беседуя, во время сна – заражались атмосферой и дыханием Иисуса Христа, и качественно менялись. Изменялось восприятие, мышление, качественные характеристики, телесные ощущения. Т.е. видоизменение невозможно без атмосферы того, у кого эти качества уже проявлены (необходимость быть в присутствии). И совершенно не факт, что развитие новых качеств будет проходить на воодушевлении и совершенно неболезненно. Наверняка, срабатывал принцип притяжения-отталкивания. Атмосфера притягивала, насыщала – но и создавала определенное напряжение внутреннее. Однако магнетизма было больше и было еще вирусное проникновение атмосферы в человека. Так происходило преображение Апостолов, возможно. Преображение от того что они были в атмосфере Иисуса Христа и были настроены на него.
Обращение нашего взгляда и внимания на людей с более развитыми качествами, чем у нас, дает возможность двигаться в этом направлении. И наоборот, внимание к людям, качества которых мы порицаем, разжигает в нас огонь страстей и животной природы, что не служит для нас побуждением к развитию или улучшению собственных качеств. Быть «как все» или искать единичные случаи людей, изменившихся, преобразившихся?
Подхожу к иконам: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель, Матрона, Ксения Петербуржская. Это реальные люди, которые прошли свой Путь длиною в человеческую жизнь со своими реальными обстоятельствами — они принимали решения в индивидуальных жизненных ситуациях, переживали свои потрясения. Они все разные по индивидуальным качествам, но у них всех есть общее – любовь к Богу более собственной жизни. И именно эта любовь, стремление в сердце удерживать Бога при любых обстоятельствах давало возможность преображаться в новом качественном аспекте. Это все можно подробно прочитать в жизнеописаниях старцев. Когда читала «Житие святых» у меня были вопросы «как вы жили среди людей?», «где брали силы любить при гонениях?», «как вам удавалось смирять свои качества греховности?», «как проживали болезненные состояния в теле?» — «научите!», «подскажите!».
А если старцы и святые – это нормально развитые люди, а мы – недоразвитые, даже не понимающие этого, не осознающие?
Люди-иконы. Они люди. Но другие. Очень отличные от нас. И именно разницу между ними и нами наполняют особые качества людей с иконы. Между нами расстояние, выраженное в особых качествах, которое очень бы хотелось, чтобы у нас была потребность преодолеть.
Терпение, смирение, кротость, доброта, любовь, принятие, скорбь о собственной греховной природе, молитва – взывание, чтобы Бог открыл, показал, качественно иные переживания – смещение акцента переживаний с мирского-человеческого на духовное (поле духовной брани).
Да, слова как будто знакомые и, возможно, понятные. Но эти качества должны впустить в себя, открыться человеку. Как родители воспитывают ребенка, передавая ему определенную культуру поведения, так и духовные качества прививаются людьми, обладающими ними. Возможно, поэтому уже взрослые люди и ищут для себя духовных родителей. Если тебя не впустили в культуру этих качественных проявлений, то ты и не поймешь, что рождается в ощущениях, когда по отношению к тебе проявили смирение или кротость при твоем раздражении и гневе. Как переворачивается внутри сердце от собственной неправоты, а потом тянешься робко к пробе быть самому кротким. Хотя бы попробовать. Хоть чуть-чуть. И видишь как от этого «чуть-чуть» меняется атмосфера между тобой и человеком – теплее становится. Да, найти (встретить) людей, обладающих особыми качествами – это большая редкость и большое счастье.
Гена в свое время мне сказал – я ничему не могу тебя научить – я открыл тебе жизнь, смотри. Что сможешь увидеть – то сможешь взять. И возникла как бы настройка. Я видела его проявления, решения вопросов, качество переживания, размышления. И это давало мне возможность впускать в себя ритм, который был свойственен ему. Как бы примерять на себя. Неудобно было, и вздыбливалась внутри не один раз. Как это?! Но постепенно определенные качества приживались, осваивались и чувствование изменялось, благодаря этому.
Возможно, некие качества являются как ключами к определенным внутренним открытиям – когда Бог открывает. Люди, которых мы называем святыми, своей жизнью показали нам возможность преображения и качественных изменений. Они приобрели особые качества, проявление которых для нас может быть воспринято как чудо. Вполне возможно, если в нашей жизни появится направленность, здравая и обоснованная — проходя через свою животную природу осваивать и обживать в себе качества другого порядка – мы как раз можем войти в другую реальность с ее законами и проявлениями.
18.12.12 – 9.01.13