О формах и содержании

Вчера открыла книгу «Суфийская мудрость». И, читая введение, стали приходить мысли, ясные и как приоткрывающую завесу. Знакомые факты окрылись в новом для меня видении.

Описывались суфийские ордена, их основатели, особенности методов. Причем некие особенности явно на первый взгляд противоречили друг другу.

«Самыми известными орденами, возникшими до XV в., являются:

    1. Тайфурийа – происходит от имени Аби Йазида Тайфура Ибн Исо ал-Бистами. Основное отличие последователей ордена Тайфурийа заключается в том, что для достижения экстаза последователи этого течения использовали метод опьянения (сукр). Они считали, что опьянение играет главную роль в процессе устранения свойственных человеку дурных начал и этим самым приближает его к стадии уничтожения (фано), конечной стадией которого является вечность (бако).

    2. Джунайдийа – этот орден основан известным суфием Джунайдом Багдади (VIII в.). В противовес учению последователей течения Тайфурийа сторонники этого течения для достижения высшей цели единственно верным путем считали трезвость.

    3. Кубравийа – основоположником этого ордена является Надж ад-дин Кубри. Главные характеристики Пути – ритуальная чистота: пост, молчание, уход от мирского, мысленное поминание Бога, наставничество опытного руководителя, который разъясняет ученику значение снов и видений. \…\

    4. Кассирийа – берет свое название от имени Абу Салаха Хомдуна Кассари (ум. в 893). \…\ Он считается также основателем всеизвестного суфийского течения – маломатийа. В основе учения маломатийа лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед Богом, а также постулат о совершенной искренности и честности в своих поступках. Сторонники этого ордена отвергали положение о таввакале («полное упование на милость Божью») и считали обязательным добывать средства к жизни собственным трудом, но занимаясь мирскими делами; они постоянно были погружены в мысли о Боге. \…\ Основная черта проповедуемой идеи маломатийа состоит в том, что путник истины должен внутренне скрывать все достоинства и положительные качества. Маломатийец должен себя вести так в обществе, чтобы окружающие люди не заметили его добрых и благородных качеств. Он должен внешне вести себя так, чтобы стать объектом порицания людей.

    5. Кадирийа – основателем этого ордена считается Абулкадыр Гелони (Джелони). Орден знаменит ритуалом отправления коллективных радений, индивидуального тихого зикра и громкого общего. Радение, называемое лайкийа, шло под сопровождение малых барабанов, тамбурина и флейты. \…\

    6. Хакимийа – основан Мухаммадом ибн  Комиди. Согласно его учению, основное богатство человека – это его сердце и жизнь. Если человек внимание своего сердца направляет в сторону дурных и ничтожных мыслей, то это значит, что он бесполезно проживает свою жизнь.

    7. Маулавийа – суфийское братство основанное Джалад ад-дином Руми в Канье. В основе мировоззрения Маулавийа лежат идеи «третьего пути» Джалад ад-дина Руми, а также полная уверенность в том, что основатель и святой покровитель братства является личностью, на которой отражался предвечный свет тайного знания Пророка. В мулавийа придают исключительное значение (в отличии от других братств) слушанию музыки, пению и танцам во время мистических радений и коллективного зикра. \…\

    8. Накшбандийа – суфийский орден, получивший это название по имени Баха ад-дина Накшбанди. Путь члена накшбандийа состоит из десяти стоянок, которые «ищущий» должен преодолеть, строго придерживаясь при этом одиннадцати принципов поведения члена братства. Основной частью практики Накшбандийа является тихий зикр, т.е. мысленное (сердцем) поминание имени Бога. Другой составной частью обучения Накшбандийа является интимное общение – разговор между наставником и учеником, совершаемый на самом высоком духовном уровне. Наконец, тесная связь между  учителем и учеником раскрывается в практике таваджжух – концентрации помыслов каждого из двух партнеров на мысленном образе друг друга, что вначале создает духовный контакт, а затем духовное единство учителя и ученика. Метод психофизических тренировок Накшбандийа был сосредоточен не столько на процессе умерщвления плоти и «объездке» плотской души, сколько на духовном очищении и полировке – воспитании сердца.

    9. Каландарийа – члены ордена доводили до абсурда принцип малама («порицание»), заимствованный у маламатийа. Если сторонник маламатийа стремился скрыть свой образ жизни и свои взгляды, то последователь каландарийа всячески афишировал свое вызывающее поведение, чтобы навлечь на себя порицание, намеренно искал повод нарушить установленные нормы общежития и поведения. Сторонник каландарийа исполнял только обязательные предписания веры, безразлично относился к ритуалу и посту. Он одержим идеей «душевного покоя», предпочитая всему другому «духовное очищение», его не привлекали земные радости, так как в мире все преходяще и относительно.

    Эта краткая характеристика некоторых основных орденов суфизма дает лишь общее представление о разнообразии методов и средств, благодаря которым суфии реализуют себя» Суфийская мудрость.

    И вдруг как радость открытия – здесь нет ни в чем противоречия. Все об одном и том же. На пути к Богу люди поднимались до каких-то высот, следуя методологии продвижения определенного ордена.

    Пришла мысль, что основатели орденов обладали определенным объемом от рождения и определенными индивидуальными качествами (особенностями). Изучая жизнеописания Мастеров, можно увидеть определенную закономерность – такие люди (обладающие объемом и определенными особенностями) с юных лет искали тех, кто сможет их огранить, искали Мастера или Учителя. Они как бы с рождения были отмечены иным миром. Земные радости жизни не притягивали и не удовлетворяли, внутри жила тоска как память по чему-то большему, иным, более тонким состояниям и ощущениям. И вело их внутреннее чутье, они шли по запаху. Жажда познания вела их через определенные трудности и невзгоды к открытию через себя (оттачиванию своих особенностей) к Богу, которого они слышали в себе. И именно это давало возможность многим людям следовать за ними.

    Т.е. основатели орденов были, как говорит Гена, «атмосферными людьми». Людьми, в атмосфере которых происходило заражение присутствующих  как «вирусная психология», «волновая психология».

    Основатели орденов, помимо объема, наверняка обладали рядом особенных качеств, присущих от рождения и оттачиваемых в процессе жизни. Такие качества как воля, слышание внутренних движений (голосов), доверие к происходящему, неиссякаемая жажда познания, и мужество не сворачивать с Пути. На объем и жажду познания, проводя через тяготы и испытания, Бог приоткрывал завесу за завесой в получении знаний. Но поднимались эти люди по пути индивидуального восприятия Божьей милости (кто-то в пении, танце, абсурдном поведении, аскезе, мирском труде). Но было и единое для всех – это поминание Бога  – чтобы само бытие стало молитвой: каждый ритм сердца, каждый вдох-выдох, малейшее движение было из молитвенного объема (в суфизме это называется «растворение в Боге»). Люди, достигшие этого состояния и обладавшие определенным объемом, основали свои ордена, передавая полученное (приобретенное) жаждущим в виде определенной методологии, которую они обрели  собственным опытом. Но ни одна методология не будет работать без атмосферы Мастера. И последователи продвигались в атмосфере Мастера. Атмосфере, которая может держаться не одну сотню лет. Атмосфере, которая пронизывает, насыщает, входит как вирус и производит качественные изменения с человеком, заражая его. И человек в этой атмосфере приобретает некие новые качества в теле.

    Все об одном – измениться: открываться Богу – согласно индивидуальным особенностям найти Путь (методологию), которому(ой) будешь следовать – найти духовного наставника и довериться ему для отшелушивания и оттачивания сердца – иметь мужество совершить погружение в свою природу для изучения с тем, чтобы очищаясь, подниматься к Богу и раствориться в нем. И стать живой атмосферой для людей. И свои открытия на пути передать, возможно, как методологию. Но наполненную собственным дыханием. И тогда действие или движение последователей по этой методологии  будет идти с поддержкой дыхания Мастера и в его атмосфере.

    Разница форм не влияет на содержание. Истина может быть в разных сосудах.

    28.12.12

    (продолжение следует)

    Ваш комментарий

    Вы можете оставить свой комментарий